В среду, 25 апреля, в Федеральной нотариальной палате состоялось очередное заседание Научно-консультативный совета (НКС), на котором обсуждались особенности применения нового законодательства.
В заседании участвовали постоянные члены НКС: президент ФНП Мария Сазонова, заместитель министра юстиции РФ в отставке, ученый секретарь НКС Станислав Юдушкин, заведующая кафедрой гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Рассказова, главный научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Лидия Лесницкая, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Виктор Жуйков, руководитель отдела зарубежного нотариата Центра нотариальных исследований при ФНП Игорь Медведев и другие. Министерство юстиции представлял руководитель департамента Министерства юстиции РФ Сергей Погудин.
Основным лейтмотивом дискуссии стали неприятные сюрпризы, которые могут преподнести нотариусам недавно принятые законы, такие как ФЗ № 405 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество», ФЗ № 335 «Об инвестиционном товариществе» и ФЗ № 380 «О хозяйственных партнерствах». Все эти нормативные акты предусматривают активное участие нотариуса в регулируемых ими правоотношениях. Вместе с тем их положения сформулированы таким образом, что способны привнести существенную сумятицу в и без того сложную и неоднозначную нотариальную практику.
Так, например, статьи 405-го закона, предусматривающие нотариальное удостоверение ипотеки и внесудебное взыскание залога, если это предусмотрено договором, не во всем стыкуются с нормами новой редакции Гражданского кодекса, поступившего недавно на рассмотрение в Государственную думу. Иными словами, нормативный акт, который еще толком не успел начать работать, может в скором времени утратить актуальность. По мнению участника совета, эксперта Центра нотариальных исследований Игоря Медведева, это вызвано тем, что этот закон был рассмотрен и принят «партизанским» порядком, без необходимого согласования с Советом по кодификации российского законодательства при Президенте РФ, являющимся основным автором поправок в ГК.
Более того, если даже гражданское законодательство не претерпит существенных изменений, (Гражданский кодекс, к примеру, не пройдет через Государственную Думу), то применение 405-го закона будет осложнено несколькими моментами. В частности, в нем нет четкого указания на обратную силу закона – может он применяться к сделкам, заключенным до вступления его в законную силу или нет. Не дана в этом нормативном акте отсылка к режимам возникновения ипотеки, а также упущен принципиальный момент – внесудебное обращение взыскание на движимое имущество. Последнее делает закон довольно странным с точки зрения правовой науки опусом, который упрощает залоговые процедуры с более «ответственным» недвижимым имуществом, но никак не затрагивает менее «ответственные» сделки, на которые упрощенный порядок взыскания должен распространяться в первую очередь.
Еще хуже обстоит дело с Федеральным законом «Об инвестиционном товариществе». Он предусматривает обязательное нотариальное удостоверение учредительных документов, но при этом ставит самого нотариуса в крайне рискованное положение, поскольку последний практически лишен возможности контролировать процесс создания юридического лица. По всей видимости, авторам закона нотариус виделся как некий депозитарий для хранения бумаг, придающий легальность возможным незаконным действиям.
Такая форма юридического лица, как «хозяйственные партнерства» вообще исключена из новой редакции Гражданского кодекса.
В ходе дискуссии участники НКС сформировали позицию по спорным вопросам применения законодательства, которая будет изложена в методических рекомендациях и иных документах Федеральной нотариальной палаты.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/v-fnp-proshel-nauchno-konsultativnyi-sovet